Свет звезды Антонины Бекишевой

Алевтина Новикова (*)

Антонина Семёновна Бекишева (1928–2012) - Заслуженный работник культуры России, Отличник народного просвещения СССР, кавалер ордена «Дружбы народов», Почётный гражданин города Костромы

Антонина Семёновна Бекишева
Антонина Семёновна Бекишева

20 января исполнилось бы 90 лет Антонине Семёновне Бекишевой, основателю первой в Костроме и области детской хореографической школы. Сейчас к её имени совершенно справедливо прибавляют слово «легендарная».

Созданному на базе хореографической школы ансамблю «Радуга» аплодировали в сельских, столичных и заграничных залах. Многие её ученики тоже навсегда связали свою жизнь с танцем – стали артистами балета, педагогами-хореографами, создали собственные танцевальные коллективы, которые у всех на слуху. Имя Бекишевой носит хореографическая школа-студия «Детство». И чем больше проходит времени, тем отчётливей масштаб личности маленькой женщины с необыкновенно лучистыми глазами.

Она действительно была маленькая. Рост – 153 сантиметра. Но какой при этом характер! Горы свернёт! И какая для Костромы удача, что в шестидесятых годах её мужа, военного офицера, перевели в наш город. А всего этого просто могло не быть, если б Нина (так с детства все звали Антонину) сгинула в немецкой неволе. Её, четырнадцатилетнюю девочку, угнали из оккупированного Херсона на каторжные работы в фашистскую Германию. Просто угодила в облаву. Матери кто-то вернул платок дочки и сообщил, что её убили. А Нина была в женском гетто Виттенберге и как бесплатная рабсила под лай овчарок и дулами автоматов ворочала лопатой, таскала тяжести. Уже в сорок пятом, боясь второго плена (американского), совершили с подружкой отчаянный побег.

Я танцевать хочу...

Не танцевать она просто не могла. При таких-то корнях! Её дед по маминой линии держал в Херсоне собственный танцкласс, играл на многих музыкальных инструментах, и мама была ещё та артистка, пусть и из самодеятельности. С раннего возраста Нина бегала в клуб – смотрела спектакли, слушала оркестр. А танцевать готова была бесконечно. В школе сама создала танцевальный кружок – первый собственный творческий коллектив. Даже фашистская неволя не растоптала её мечту о сцене.

После Победы связала жизнь с армейской самодеятельностью, её заметили и пригласили в Красногвардейский ансамбль песни и танца 2-й гвардейской механизированной танковой армии. А потом было замужество, рождение первенца (блистательный костромской поэт Юрий Бекишев рождён в Берлине) и частые переезды с мужем-офицером. Минск, Опочка (здесь родилась дочь Наташа), Неман, в котором ею был создан при Дворце пионеров хореографический ансамбль. Так что в Кострому Антонина Бекишева приехала уже грамотным хореографом, осознавшим свой творческий потенциал. И считала большим счастьем, что директором Дворца пионеров оказался Лев Борисович Рачинский, который пошёл навстречу её планам об открытии хореографической школы.

Поначалу, кто приходил, того и брали. Никакого конкурса. В основном девочки. Но Антонина Семёновна каким-то волшебным образом умела заражать своим любимым делом. И когда начала набирать обороты популярность созданного на базе школы ансамбля «Радуга», то Кострому буквально накрыло танцевальной волной, и отлива до сих пор не наблюдается.

Аплодировала даже Англия

Темп её жизни и организаторские способности поражали и завораживали. Концерты (а их сотни!) и репетиции, репетиции... Гастроли по стране (дети увидели Москву, города Белоруссии, Украины, Молдавии, Прибалтики) и за рубеж – танцевальному коллективу из провинциальной Костромы аплодировали в Финляндии, Польше, Болгарии, Румынии и даже в Англии. А уж свою-то область объездили вдоль и поперёк. И не только с концертами. При поддержке Антонины Семёновны открывались хореографические школы и кружки, проводились семинары и курсы. В качестве балетмейстера её приглашали в знаменитые лагеря – всероссийский «Орлёнок» и всесоюзный «Артек». А ещё – бессменный председатель жюри на хореографических фестивалях и конкурсах. Писала учебные пособия по народно-сценическому танцу, в том числе – для студентов Института танца ГАСК в Москве...

Вспоминает педагог-репетитор образцового ансамбля народного танца «Мозаика» ДЮЦ «АРС» Марина Камаева: «Будь моя воля, я бы назвала одну из звёзд во Вселенной именем Антонины Семёновны Бекишевой. Она и сама звезда! Потому что с неё и началась вся хореография в Костроме. И практически все известные танцевальные коллективы в городе созданы её воспитанниками. Это был удивительный педагог! Я пришла в танцы в одиннадцать лет, достаточно поздно. И вот как можно рассмотреть потенциал в девочке и сколько же в неё вложить, чтоб в 16 лет, учась в десятом классе, она уже работала в коллективе. В этом возрасте мне доверили вести группу! Многие мальчишки, которые у Антонины Семёновны долго танцевали, вообще звали её “мама Тоня”. Потому что душу вкладывала в воспитанников. Была строга, но никогда не кричала на детей, не обзывала, не унижала, что ныне нередко позволяют себе молодые хореографы. Когда она заходила в огромный Белый зал во Дворце пионеров (Дворянское собрание), где шла сводная репетиция – а это порядка двухсот человек, – то устанавливалась полнейшая тишина. Авторитет выше неба!

Антонина Семёновна Бекишева c учеником и коллегой Николаем Моисеевым
С учеником и коллегой Николаем Моисеевым

Поразительно, что Антонина Семёновна не оканчивала никаких хореографических учебных заведений. Тут действительно дар от Бога. И просто фантастическое самообразование. Она всю жизнь училась. Всю жизнь! И до последнего писала программы, хотела издать книгу по хореографии. Это был щедрый человек: “Берите, учитесь!”.

Очень любила народные танцы. И всех не перечесть, что были поставлены ею – украинские, молдавские, грузинские, польские, испанские, румынские, кубинские... Репертуар «Радуги» насчитывал свыше свыше 170 танцев народов СССР и мира! И каждый танец – чудо. В каждом жила душа того или иного народа. Но осваивала и другие жанры, ей было все интересно. Владимир Захаров, её ученик (по Неману), открывший Московский государственный академический театр танца “Гжель”, приезжал к нам и ставил классику – мы танцевали на пуантах. Позже появилась и современная хореография. Всё принимала и всем делилась. И что удивительно, её танцы и сегодня не смотрятся архаичными. В нашей “Мозаике” мы восстановили, лишь немного доработав технику, кубинский и чилийский танцы из репертуара “Радуги”, и они великолепны».

Строгая любовь

Удивительно и другое. При всей феноменальной самоотдаче на работе, ставшей призванием, «звезда Бекишева» была замечательной женой и матерью. И именно семья являлась для неё надёжным тылом и миром, где согреют, поймут и помогут. Бабушка Галина – мама Антонины Семёновны – взяла на себя большой груз бытовых и воспитательных забот.

Семья не принадлежала к обеспеченным, но на книги денег не жалели. Когда сын Юрий с отличием окончил четвёртый класс (жили тогда в Немане), от мамы в подарок получил целую стопку книг. До сих пор помнит, как спрятался в саду и допоздна читал толстую книгу сказок Андерсена. Помнит и то, как мама отхлестала его крапивой за потраченный без спросу рубль. Любовь и строгость в её воспитании были неразрывны.

А дочь (Наталья Вениаминовна Барабанова – педагог-теоретик, концертмейстер) помнит, как выклянчивали у мамы разрешения оставить дома найденных котят: «Стоим дрожим – “ну, возьмём, такой маленький, несчастный…” Заканчивалось тем, что мама плюнет в сердцах: “Оставляйте!”. Не признавалась, но сама была очень жалостливой. Так что у нас вечно жили приблудные кошки и собаки. И вообще, кто бы к нам ни пришёл, она первым делом – кормить-поить. Потому что сама в войну наголодалась...»

Редкой поэзией веет от воспоминаний внучки (Ксения Бекишева – директор центра хореографического искусства «Сирин»): «Большую часть школьной жизни я находилась у бабушки с дедушкой. Черно-белый телевизор. Олимпиада, фигурное катание, просмотры всей семьёй. Бабушка приходила с работы поздно, а потом до трёх-четырёх утра что-то ещё писала, её сменял за рабочим столом дедушка (она сова, а он, наверное, филин). А мне сказки на ночь – и спать. Но этот мягкий ночной свет от настольной лампы был неизменным. А случалось и такое: проснёшься утром, а весь дом в цветах (в вазах, вёдрах) – вчера у бабушки был концерт. И я, потихоньку надев туфли Нины и навертев на себя красивый платок, начинала кружиться по комнате в каком-нибудь танце из репертуара «Радуги» (знала их все наизусть) и представляла себя артисткой...»

Нежностью окрашены и воспоминания руководителя фольклорного ансамбля «Долинушка» Галины Хачатуровой: «Антонине Семёновне я во всем старалась подражать. А однажды мы стали соседями по дому, и постепенно – близкими друзьями. Обнаружилось совпадение интересов, взглядов. Обсуждали разные темы и события до поздней ночи, а утром встречались, чтоб вместе выпить кофе. И я никогда не чувствовала разницы в возрасте, хотя Антонина Семёновна была ровесницей моей мамы. Большим другом и наставником стал для меня её супруг – Вениамин Андреевич, человек огромных знаний и доброты. Я подружилась с их талантливыми детьми. И благодарность судьбе за такой щедрый подарок во мне неизменна...»

Вся неделя, предшествующая 90-летию Антонины Бекишевой, была охвачена каким-то воодушевлением в разговорах. И, кого ни спроси, каждый был готов вспомнить «свою Бекишеву». И её умение выглядеть «на все сто», и трепет перед ней, и чудо жизни, подаренное «Радугой». И почему-то все единодушно уверены, что свой большой юбилей, доживи до него, их учитель непременно встретила бы на сцене в окружении своих учеников, которых не счесть. И был бы большой и великолепный концерт.

Антонина Семёновна Бекишева
70-летний юбилей А.С. Бекишевой отмечали в КВЦ «Губернский»

Антонина Семёновна, ваш ТАНЕЦ продолжается!

Народная газета. -- 2018. -- 24 января. -- С. 12--13.

Пересъёмка Николая Суворова


* Алевтина Ильинична Новикова – журналист «Костромской народной газеты». Ранее работала в газетах «Костромской край», «Молодежная линия», «Северная правда». Член Союза журналистов России. Активно сотрудничает с Комитетом солдатских матерей Костромской области.

Фотографии архива семьи Бекишевых
Центр хореографического искусства
Первый набор школы хореографии 1962-1963г.
Школа хореографии Бекишевой в круизе
 Костромской балет
Поездка на теплоходе “Кузьма Минин” по городам Поволжья 1965 год
 Школа хореографии Бекишевой в круизе
Поездка на теплоходе “Кузьма Минин” погрузка ящиков с костюмами 1965 год.
 Школа хореографии Бекишевой в круизе
Выступление ансамбля по центральному телевидению 1966г.
Научная и художественная литература