Свет звезды Антонины Бекишевой
Алевтина Новикова (*)Антонина Семёновна Бекишева (1928–2012) - Заслуженный работник культуры России, Отличник народного просвещения СССР, кавалер ордена «Дружбы народов», Почётный гражданин города Костромы
20 января исполнилось бы 90 лет Антонине Семёновне Бекишевой, основателю первой в Костроме и области детской хореографической школы. Сейчас к её имени совершенно справедливо прибавляют слово «легендарная».
Созданному на базе хореографической школы ансамблю «Радуга» аплодировали в сельских, столичных и заграничных залах. Многие её ученики тоже навсегда связали свою жизнь с танцем – стали артистами балета, педагогами-хореографами, создали собственные танцевальные коллективы, которые у всех на слуху. Имя Бекишевой носит хореографическая школа-студия «Детство». И чем больше проходит времени, тем отчётливей масштаб личности маленькой женщины с необыкновенно лучистыми глазами.
Она действительно была маленькая. Рост – 153 сантиметра. Но какой при этом характер! Горы свернёт! И какая для Костромы удача, что в шестидесятых годах её мужа, военного офицера, перевели в наш город. А всего этого просто могло не быть, если б Нина (так с детства все звали Антонину) сгинула в немецкой неволе. Её, четырнадцатилетнюю девочку, угнали из оккупированного Херсона на каторжные работы в фашистскую Германию. Просто угодила в облаву. Матери кто-то вернул платок дочки и сообщил, что её убили. А Нина была в женском гетто Виттенберге и как бесплатная рабсила под лай овчарок и дулами автоматов ворочала лопатой, таскала тяжести. Уже в сорок пятом, боясь второго плена (американского), совершили с подружкой отчаянный побег.
Я танцевать хочу...
Не танцевать она просто не могла. При таких-то корнях! Её дед по маминой линии держал в Херсоне собственный танцкласс, играл на многих музыкальных инструментах, и мама была ещё та артистка, пусть и из самодеятельности. С раннего возраста Нина бегала в клуб – смотрела спектакли, слушала оркестр. А танцевать готова была бесконечно. В школе сама создала танцевальный кружок – первый собственный творческий коллектив. Даже фашистская неволя не растоптала её мечту о сцене.
После Победы связала жизнь с армейской самодеятельностью, её заметили и пригласили в Красногвардейский ансамбль песни и танца 2-й гвардейской механизированной танковой армии. А потом было замужество, рождение первенца (блистательный костромской поэт Юрий Бекишев рождён в Берлине) и частые переезды с мужем-офицером. Минск, Опочка (здесь родилась дочь Наташа), Неман, в котором ею был создан при Дворце пионеров хореографический ансамбль. Так что в Кострому Антонина Бекишева приехала уже грамотным хореографом, осознавшим свой творческий потенциал. И считала большим счастьем, что директором Дворца пионеров оказался Лев Борисович Рачинский, который пошёл навстречу её планам об открытии хореографической школы.
Поначалу, кто приходил, того и брали. Никакого конкурса. В основном девочки. Но Антонина Семёновна каким-то волшебным образом умела заражать своим любимым делом. И когда начала набирать обороты популярность созданного на базе школы ансамбля «Радуга», то Кострому буквально накрыло танцевальной волной, и отлива до сих пор не наблюдается.
Аплодировала даже Англия
Темп её жизни и организаторские способности поражали и завораживали. Концерты (а их сотни!) и репетиции, репетиции... Гастроли по стране (дети увидели Москву, города Белоруссии, Украины, Молдавии, Прибалтики) и за рубеж – танцевальному коллективу из провинциальной Костромы аплодировали в Финляндии, Польше, Болгарии, Румынии и даже в Англии. А уж свою-то область объездили вдоль и поперёк. И не только с концертами. При поддержке Антонины Семёновны открывались хореографические школы и кружки, проводились семинары и курсы. В качестве балетмейстера её приглашали в знаменитые лагеря – всероссийский «Орлёнок» и всесоюзный «Артек». А ещё – бессменный председатель жюри на хореографических фестивалях и конкурсах. Писала учебные пособия по народно-сценическому танцу, в том числе – для студентов Института танца ГАСК в Москве...
Вспоминает педагог-репетитор образцового ансамбля народного танца «Мозаика» ДЮЦ «АРС» Марина Камаева: «Будь моя воля, я бы назвала одну из звёзд во Вселенной именем Антонины Семёновны Бекишевой. Она и сама звезда! Потому что с неё и началась вся хореография в Костроме. И практически все известные танцевальные коллективы в городе созданы её воспитанниками. Это был удивительный педагог! Я пришла в танцы в одиннадцать лет, достаточно поздно. И вот как можно рассмотреть потенциал в девочке и сколько же в неё вложить, чтоб в 16 лет, учась в десятом классе, она уже работала в коллективе. В этом возрасте мне доверили вести группу! Многие мальчишки, которые у Антонины Семёновны долго танцевали, вообще звали её “мама Тоня”. Потому что душу вкладывала в воспитанников. Была строга, но никогда не кричала на детей, не обзывала, не унижала, что ныне нередко позволяют себе молодые хореографы. Когда она заходила в огромный Белый зал во Дворце пионеров (Дворянское собрание), где шла сводная репетиция – а это порядка двухсот человек, – то устанавливалась полнейшая тишина. Авторитет выше неба!
Поразительно, что Антонина Семёновна не оканчивала никаких хореографических учебных заведений. Тут действительно дар от Бога. И просто фантастическое самообразование. Она всю жизнь училась. Всю жизнь! И до последнего писала программы, хотела издать книгу по хореографии. Это был щедрый человек: “Берите, учитесь!”.
Очень любила народные танцы. И всех не перечесть, что были поставлены ею – украинские, молдавские, грузинские, польские, испанские, румынские, кубинские... Репертуар «Радуги» насчитывал свыше свыше 170 танцев народов СССР и мира! И каждый танец – чудо. В каждом жила душа того или иного народа. Но осваивала и другие жанры, ей было все интересно. Владимир Захаров, её ученик (по Неману), открывший Московский государственный академический театр танца “Гжель”, приезжал к нам и ставил классику – мы танцевали на пуантах. Позже появилась и современная хореография. Всё принимала и всем делилась. И что удивительно, её танцы и сегодня не смотрятся архаичными. В нашей “Мозаике” мы восстановили, лишь немного доработав технику, кубинский и чилийский танцы из репертуара “Радуги”, и они великолепны».
Строгая любовь
Удивительно и другое. При всей феноменальной самоотдаче на работе, ставшей призванием, «звезда Бекишева» была замечательной женой и матерью. И именно семья являлась для неё надёжным тылом и миром, где согреют, поймут и помогут. Бабушка Галина – мама Антонины Семёновны – взяла на себя большой груз бытовых и воспитательных забот.
Семья не принадлежала к обеспеченным, но на книги денег не жалели. Когда сын Юрий с отличием окончил четвёртый класс (жили тогда в Немане), от мамы в подарок получил целую стопку книг. До сих пор помнит, как спрятался в саду и допоздна читал толстую книгу сказок Андерсена. Помнит и то, как мама отхлестала его крапивой за потраченный без спросу рубль. Любовь и строгость в её воспитании были неразрывны.
А дочь (Наталья Вениаминовна Барабанова – педагог-теоретик, концертмейстер) помнит, как выклянчивали у мамы разрешения оставить дома найденных котят: «Стоим дрожим – “ну, возьмём, такой маленький, несчастный…” Заканчивалось тем, что мама плюнет в сердцах: “Оставляйте!”. Не признавалась, но сама была очень жалостливой. Так что у нас вечно жили приблудные кошки и собаки. И вообще, кто бы к нам ни пришёл, она первым делом – кормить-поить. Потому что сама в войну наголодалась...»
Редкой поэзией веет от воспоминаний внучки (Ксения Бекишева – директор центра хореографического искусства «Сирин»): «Большую часть школьной жизни я находилась у бабушки с дедушкой. Черно-белый телевизор. Олимпиада, фигурное катание, просмотры всей семьёй. Бабушка приходила с работы поздно, а потом до трёх-четырёх утра что-то ещё писала, её сменял за рабочим столом дедушка (она сова, а он, наверное, филин). А мне сказки на ночь – и спать. Но этот мягкий ночной свет от настольной лампы был неизменным. А случалось и такое: проснёшься утром, а весь дом в цветах (в вазах, вёдрах) – вчера у бабушки был концерт. И я, потихоньку надев туфли Нины и навертев на себя красивый платок, начинала кружиться по комнате в каком-нибудь танце из репертуара «Радуги» (знала их все наизусть) и представляла себя артисткой...»
Нежностью окрашены и воспоминания руководителя фольклорного ансамбля «Долинушка» Галины Хачатуровой: «Антонине Семёновне я во всем старалась подражать. А однажды мы стали соседями по дому, и постепенно – близкими друзьями. Обнаружилось совпадение интересов, взглядов. Обсуждали разные темы и события до поздней ночи, а утром встречались, чтоб вместе выпить кофе. И я никогда не чувствовала разницы в возрасте, хотя Антонина Семёновна была ровесницей моей мамы. Большим другом и наставником стал для меня её супруг – Вениамин Андреевич, человек огромных знаний и доброты. Я подружилась с их талантливыми детьми. И благодарность судьбе за такой щедрый подарок во мне неизменна...»
Вся неделя, предшествующая 90-летию Антонины Бекишевой, была охвачена каким-то воодушевлением в разговорах. И, кого ни спроси, каждый был готов вспомнить «свою Бекишеву». И её умение выглядеть «на все сто», и трепет перед ней, и чудо жизни, подаренное «Радугой». И почему-то все единодушно уверены, что свой большой юбилей, доживи до него, их учитель непременно встретила бы на сцене в окружении своих учеников, которых не счесть. И был бы большой и великолепный концерт.
Антонина Семёновна, ваш ТАНЕЦ продолжается!
Народная газета. -- 2018. -- 24 января. -- С. 12--13.
Пересъёмка Николая Суворова
* Алевтина Ильинична Новикова – журналист «Костромской народной газеты». Ранее работала в газетах «Костромской край», «Молодежная линия», «Северная правда». Член Союза журналистов России. Активно сотрудничает с Комитетом солдатских матерей Костромской области.
Фотографии архива семьи Бекишевых