История развития транспорта

Развитие судоходства

"По берегам рек, находящихся постоянно в движении, -говорит Элизе Реклю, по берегам этих настоящих движущихся дорог открытие судов и способов передвижения по воде было, так сказать, уже предначертано заранее."

Элизе Реклю

Возникновение судоходства относится к древнейшим временам человечества и, несомненно, не может быть приурочено к одному определенному месту.

Расшивы оставались наиболее распространенными речными судами Расшивы на реке
По Ветлуге и Унже в Волгу спускались самые крупные во всей мировой истории речные суда - Беляны.

Долгое время реки оставались основными транспортными артериями московского государства. Жизнь прибрежных городов во многом зависела от потребностей судоходства. В городах на Верхней Волге появлялись собственные верфи и прочие сезонные сопутствующие торговле структуры обеспечивающие надежность доставки груза.

 Volga river
Караван на реке Волге. г. Ярославль. Фото: М. П. Дмитриев. 1894 г.

Памятным событием в 1767 году становится путешествие Екатерины II по Волге до Казани. В подготовке путешествия специально для императорской свиты были построены галеры, одна из которых называлась «Тверь». Её изображение вошло в герб поволжского города — Костромы.

 Пароходы на реке
Речной транспорт. Пароход Маметев

В Костромской губернии судоходных рек шесть: Волга, Кострома с притоком Векса (Галичская), Унжа с притоком Неей и Ветлуга, причем, судоходство главным образом сплавное. Участок Волги в пределах губернии принадлежит к верхней Волге и его границу принято означать в Нижнем-Новгороде, и торговое значение коей заключается главным образом в том, чтобы служить артерией для привоза хлеба в столичный порт (через Рыбинск) и для продовольствия верхневолжского и северного районов, а также транзитным путем для лесных грузов, отпускаемых притоками.

Пристаней, где каждый год происходит разгрузка и нагрузка судов пять: в Костроме, Плёсе, Кинешме, Юрьевце и пос. Пучеж; кроме того, есть несколько мелких пунктов, где суда оставляют или берут товары не каждую навигацию, или куда приплавляется исключительно лес.

 Бурлаки на Волге
Волга под Юрьевцем. Художник А.К. Саврасов. 1871 г.

До отмены крепостного права тягловой силой на реках оставались бурлаки, поднимавшие по бечевнику* против течения расшивы при помощи каната привязываемого к верхушке центральной мачты. Наем в бурлаки (ряда) происходил ежегодно в конце зимы возле речных пристаней. Бурлацкие базары происходили в Пучеже, Юрьевце, Кинешме и Костроме.

* бичевником называли ближнюю к вооде часть берега, предназначенную для прохода бурлаков при буксировке судов на канате.

 Речной транспорт
1963. пароход Кузьма Минин. Слева видны хозпостройки ещё не снесённого частного дома.

По мере внедрения на речном транспорте мощных судовых двигателей внутреннего сгорания, бурлачество утрачивает хозяйственное значение. В 1854 году, в связи с появлением самоходных пароходов и с ростом пассажирского сообщения на Волге, было создано пароходное общество «Самолет» обслуживающее регулярные линии от Твери до Астрахани.

Шубин И.А. Волга и волжское судоходство.
Steamer «Peasant woman»
Пароходы «Буй» и «Крестьянка» выполняли ежедневный рейс Плёс-Кострома-Буй.
Грибков-Майский В. Судоходство на Верхней Волге

Во времена СССР на Волге появились пассажирские речные суда на подводных крыльях для скоростной перевозки пассажиров.

 Речной транспорт на подводных крыльях. Passenger hydrofoil
Пассажирское судно типа "Ракета"

В 1957 г. введены в эксплуатацию теплоходы "Ракета" спроектированные и построенные коллективом Центрального конструкторского бюро завода "Красное Сормово".

Passenger hydrofoil
Пассажирское судно типа "Метеор"

Серийное строительство «Метеоров» производилось на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького (республика Татарстан) с 1961 года. Такие суда работали на линии Горький – Кострома, Горький – Чебоксары, затем на линии Горький – Казань.

Литература: И.А. Шубин. Волга и волжское судоходство.

Гужевой транспорт

 Дмитриев Максим Петрович
Повозки на ярмарочной стороне. Нижний Новгород. Фото: М. П. Дмитриев. 1905 гг.

Для совершения извоза пассажиров и груза в качестве тягловой силы с древних времен и почти до средины XX в. в повозку запрягались домашние животные. В качестве тягловых животных используются лошади, ослы, буйволы, олени и собаки.

Костромские извозчики
Обоз 1928 г. Костромская губерния, фото Смодор М.М.

Весь товар прибываемый по воде в речной порт перегружался с судов на многочисленные подводы.


Костромские извозчики начала ХХ века.

Ломовые извозчики

Вехи развития железнодорожного транспорта

 Из истории железной дороги в России
Железнодорожный сторож. Хотьково. Картина работы И. Репина (1882)

В 1862 г. была открыта Московско-Троицкая дорога Организатором её строительства был Фёдор Васильевич Чижов *— учёный, литератор, друг Гоголя, Аксакова, Герцена. Увлечённый проблемами железнодорожного транспорта, Чижов критиковал «Главное общество российских железных дорог», решающая роль в котором принадлежала иностранным банкирам, а производство работ выполняли французские инженеры.

* Чижов стал инициатором постройки «образцово-показательной паровозной железной дороги» силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов, без участия иностранного капитала. Такой дорогой решено было устроить сообщение между Москвой и Троице-Сергиевым Посадом. Компаньонами Чижова стали братья Шиповы, инженер и генерал-майор А. И. Дельвиг, И. Ф. Мамонтов. И хотя впоследствии в списке учредителей общества по строительству железной дороги Мамонтов значился лишь как мещанин Калужской губернии, Иван Фёдорович стал главным вкладчиком акционерного общества.

В 1870 г. был открыт железнодорожный участок от Троице-Сергиева до до Ростова и в том же году до Ярославля.

В 1887 году была проложена Железная дорога, связавшая Кострому с Ярославлем (и Москвой) **.

** Московско-Троицкая частная железная дорога после 1894 года переименована в Московско-Ярославскую-Архангельскую. (wikipedia.org)


Возведение железнодорожного моста через Волгу

После возведения в 1932 г. железнодорожного моста через р. Волгу начинает развиваться железнодорожный транспорт.

В 1956 г. вступает в эксплуатацию линия Кострома — Галич и открывается движение пассажирских поездов сообщением Кострома — Киров.

В 1983 г. участок пути Нерехта — Кострома-Новая электрифицирован.

 Приходящий из Москвы состав над Волгой в лучах вечернего закатного солнца
Скоростной электропоезд «Ласточка» Фото А.Апатов 2020

Автомобильный транспорт


Грузовая техника на праздниках. 1925 г.

Первый легковой автомобиль в Костроме появился в 1910 г. Его хозяином был костромской губернатор П.П. Шиловский. 17 апреля 1913 г. на ул. Русина возле дома № 2 зафиксирована первая стоянка такси — семиместной 25-сильной машины, принадлежавшей С.С.Давыдову и обслуживавшей горожан.

Основное развитие автомобильного транспорта пришлось на послереволюционные годы.

Открытие в 1970 г. автомобильного моста через Волгу положило начало развития автомобильных дорог края в масштабе страны.


Первые троллейбусы в городе

В 1973 г. на улицах города появился электрический транспорт.

Авиационный транспорт


Агитсамолет в Галиче. 1931.Фото Михаил Сморода.

После приближения немцев к Москве, не дожидаясь окончания Второй мировой войны костромичи срочно принялись возводить аэродром в Сокеркино. Ни оборонного, ни наступательного значения этот объект к моменту постройки не мог иметь, т.к. линия фронта к тому времени откатилась далеко на запад. И все же новая взлетно-посадочная полоса в 1944 году приняла первый почтовый «ПО-2» самолет. а с 1954 года отсюда совершаются пассажирские рейсы в Иваново, Вологду, Горьий, Москву и другме города России на самолетах типа Ан-2. В летние сезоны начала второй половины XX века объем пассажирских перевозок превышал тысячу человек в день. В 1957 г. на аэродроме появились вертолеты.

Концепция удобства, безопасности, экологичности и мобильности современного городского транспорта

Из истории мы помним, как в 1914 году городская Дума обратилась к государю-императору с просьбой о пуске в Костроме электрического трамвая. Николай, недавно побывавший здесь в честь юбилея династии и оставшийся довольный приемом, был не против. Но вскоре началась война. Официальный ответ государя был таков: «В связи с проклятой напастью — нашествием германцев на матушку Россию отложить строительство до более счастливых времен.»

Развивающаяся индустрия личного и общественного транспорта изменяет наши представления и возможности в контексте мировых тенденций и технологий. Всё чаще мы наблюдаем удачные примеры использования в Западных странах велосипедной инфраструктуры. Новейшие модели не только не лишены комфорта, но и способствуют увеличению средней продолжительности жизни горожан. Особую популярность завоевывает мобильный электротранспорт, который в сравнении с автомобилями безопасен, не требователен к ширине проезжей части и легко сочетается с велосипедным трафиком. Компактные скейты, сигвеи, гироскутеры, самокаты и велосипеды оснащенные электрической тягой не приводят к привычному коллапсу на дорогах и не смердят остатками сжигаемого топлива.


Кострома велосипедная

* Список населенных мест костромской губернии. По сведениям 1877 года.

Транспорт