city streets

Мира проспект (Павловская, Луначарского, Сталина). Avenue Mira.

Пересекает город в направлении с юго-запада на северо-восток, от площади Революции до территории ипподрома и является композиционной осью регулярной структуры города. Продолжением Павловской ул. служила дорога в Буй, по сторонам которой за городской чертой предполагалось устроить Ямскую слободу. Улица проложена в соответствии с регулярным планом Костромы 1784 г., частично её трасса совпала с направлением одной из старейших в городе улицу Стрелину. Бульвар разбит в нач. 1900-х гг.


Бульвар на проспекте летом.

Возле перекрестка с ул. Дмитриевской (совр. Маршала Новикова), на месте бывшей Кузнечной слободы располагалась Павловская пл., используемая для торговли дровами и сеном.

В советское время протяженность проспекта Мира увеличивается на несколько кварталов. В 1960—1970-х гг. интенсивно застраивался за Беговой ул., тогда же, после сноса деревянных одно и двухэтажных домов, возводятся современные многоэтажные здания («Костромаэнерго», горкома КПСС, «Универбыт» и др.).

К 1780-м гг. улица застраивается капитальными каменными домами в 2 и 3 этажа. В 1778 гг. на месте домов №№ 4—66 купец А. П. Дурыгин основал самую крупную в Костроме полотняную мануфактуру (сгорела в пожар 1847 г.). В конце четной стороны улицы, за Дмитриевской (ныне Маршала Новикова) ул., находилась в конце XVIII— нач. XIX вв. полотняная фабрика Ф. А. Красильникова.

Ночная Кострома
Фонари на Павловской. Первый снег.

С 1830-х гг. характер застройки постепенно меняется. Жилые функции частично уступают место общественным. В 1837-1838 гг. один из домов был переделан под Дворянское собрание (№ 7). В 1860-х гг. сооружен один из старейших в провинции театров (№ 9). В 1894 г. возведено Духовное училище (№ 8 - восточная часть).

В конце XIX в. в районе Беговой ул. устроен циклодром, за ним — так называемое Новое кладбище (перенесено в 1980 г.). В 1960 г. возведен комплекс областной больницы.

За линией железной дороги (проложена в 1933 г.) открыта в 1956 г. областная выставка достижений народного хозяйства, а в 1940 г. — ипподром.

С конца XVIII в. до 1918 г. называлась Павловской ул. (по имени императора Павла I), в 1918—19.52 гг. — ул. им. А. В. Луначарского (неоднократно приезжавшего в Кострому и способствовавшего открытию действовавшего в 1918—1921 гг. Костромского университета, занимавшего д. № 7), в 1952—1961 гг. — просп. Сталина. Решением Костромского ГИК от 10 ноября 1961 г. за № 921 переименован в проспект Мира.


Бульвар на проспекте зимой.

Историческая застройка пр. Мира сохранилась лишь в двух ближайших к центру кварталах. Архитектурный облик этой части проспекта определяют постройки в стиле раннего классицизма и здания в формах эклектики. Дома № 2 (постр. ок. 1815 г. Белозеровой), № 3 (1830-е гг., Желтовой), на проспекте в зданиях — памятниках архитектуры расположены областной художественный музей (Русский стиль, д. № 5, построен в 1913 г. по проекту арх. Н. Горлицына), жилые усадьбы порой включали промышленные сооружения - полотняные фабрики во владениях Дурыгиных (№ 6 А - 8) и Ф.А.Красильникова (по четной стороне в конце улицы), Дворец пионеров (д. № 7, построен Дурыгиными в конце XVIII в., перестроен в 1838 г. под дворянское собрание арх. М. Праве), облдрамтеатр (№ 9, возведен в 1864 г. арх. Н. Григорьевым), культпросветучилище (№ 11, выстроен Дурыгиным в 1793 г.), № 13/9 (1792 г., Дурыгиных-Солодовниковых), № 24 (1850, Алексеева), № 29 (1815, Каретникова и Трегубова) — памятники жилой архитектуры. Дом № 8/6 (б. духовное училище) — образец краснокирпичной застройки Костромы конца XIX в. Дома № 1 (б. постоялый двор А. Лопухина, где в 1848 г. останавливался А. Н. Островский) и № 4 (б. Большая Московская гостиница, где в декабре 1904 г. на банкете выступал Я. М. Свердлов) — памятники истории. На проспекте находятся бюст А. Н. Островского (1956 г., скульптор Н. Е. Саркисов) и мемориал Славы (1978 г.).

Почтовые индексы 156000, 156013

план улицы на карте-схеме

код OpenSiteMap: 186454783

3D-интерактивные ракурсы на панораме улицы города


Просмотреть увеличенную карту
The Origin of Kostroma Street Names