«Иного заступления не имамы...»

Многие представители рода В. В. Розанова служили в сельских приходских церквях на протяжении двухсот, а может, и более лет. Родовая фамилия их — Елизаровы, а первым Розановым в 1828 году стал отец писателя Василий Фёдорович при поступлении в Галичское духовное училище. Елизаровых-Розановых можно было встретить в Нерехтском, Макарьевс-ком, Ветлужском уездах; несколько поколений этого рода прослужили в уезде Кологривском.

В канун весны 1816 года в село Матвеево Кологривского уезда приехал новый молодой священник Фёдор Елизаров. Но сказать, что был он в этих местах чужаком, никак нельзя. Люди постарше помнили его отца — Никиту Ивановича, что служил в Николаевской церкви села Шири1. Все знали брата Климента — Благочинного округа, старшего священника Ильинской церкви села Ильинского (бывшее Валявкино)2. Да и сам Фёдор Никитич три года прослужил дьяконом вместе с братом, прежде чем был рукоположен в священника к Рождества-Богородицкой церкви села Матвеева 3.

* «Елизаровы» — родовая фамилия в том случае, если кто-либо из ближайших предков носил имя напр. «Елизар». Не исключено, что и эта фамилия «взята произвольно», например, при поступлении двоюродного деда В.В. Розанова Климента Никитича в семинарию. В Кологривском уезде были дворяне Елизаровы, пользовались исзвестностью Елизаровы-купцы, наконец, Елиазар и библейский Лазарь могли вдохновить отца Климента — бесфамильного Никиту Ивановича на подобный выбор.

Дед писателя был трудолюбив, крепок телом и духом, к должности — «рачителен». В Матвееве прожил он сорок один год и до последних дней состоял на службе при той же церкви4. Оставил после себя шестерых детей и новый храм, строительство которого было основным делом последнего десятилетия его жизни.

Быт русской провинции
Дорога в с. Матвеево. Фото А. С. Крылова, ок. 1960 г.

История матвеевских церквей восходит ко второй четверти XVII века. В 1620 году за оборону Москвы от поляков государь пожаловал Борису Александровичу Репнину шесть деревень. В их числе была и деревня Матвеево, в которой к 1633 году построили две деревянные церкви: во Имя Рождества Пресвятой Богородицы и апостола Матфея. Деревня приобрела статус села и стала центром вотчины. В документах переписи 1646 года сохранилась запись: «...за боярином за князем Борисом Александровичем Репниным село было деревня Матвеево а в нем двор помещиков а в нем живут приказчики переменные да двор попа Михеева да двор пономаря Сережки Яковлева да крестьянские дворы»5.

Быт русской провинции
Старинный дом села Матвеева. Фото А. С. Крылова, ок. 1960 г.

С течением времени церкви ветшали, уничтожались пожарами и вновь возводились — «на старом церковном месте». В 1712 году потомок первого владельца, князь Никита Иванонич, в прошении на Высочайшее имя писал: «в Галиц. моей вотчине в селе Матвееве есть церковь Рождество Пр. Богородицы с приделами св. пророка Илии и пр. о. Макария чудотворца холодная, а крестьяне оной моей вотчины обещались в том же « еле построить вновь церковь воимя Воскресения Христова, да и приделе арх. Михаила теплую и прошу вели государь из патр. кпз. приказа о строении вышеупомянутой церкви Божии дать Благословенную грамоту»6. То, что церковь, построенная в 1716 году, встала на месте старого храма, подтверждается живучестью прежнего названия: «Село Матвеево с деревнями ... принадлежат Н. В. Репнину. Всего 640 дворов и людей в них 1597 человек мужского пола и 1970 человек женского. В селе церкви Рождества Пресвятой Богородицы и апостола Матвея деревянные да дом господский деревянный...» (1790 г.)*7.

Быт русской провинции
Село Матвеево. Фото А. С. Крылова, ок. 1960 г.

Упомянутый в документе владелец — известный фельдмаршал князь Николай Васильевич Репнин, чей портрет вошел в изданный великим князем Николаем Михайловичем альбом «Русские портреты XVIII-XIX веков»8. В Русском музее сохранился портрет и его младшей дочери, фрейлины императорского двора Прасковьи Николаевны, в замужестве княгини Голицыной. Матвеевская вотчина была дана в приданое её сестре, Александре Николаевне, вышедшей замуж за Г. С. Волконского, а в 1824 году перешла их сыну Николаю Григорьевичу. Последней владелицей вотчины была правнучка фельдмаршала Елизавета Николаевна Кривцова, урожденная Волконская9.

Быт русской провинции
Уголок крестьянского двора. Фото А. С. Крылова, ок. 1960 г. Фото А. С. Крылова, ок. 1960 г.

* Не исключено и то, что деревянный Воскресенский храм сгорел и на его месте был выстроен новый деревянный храм со старым названием — ап. Матфея. В таком случае документ фиксирует именно этот факт. Но, вообще, старые названия церквей долго сохранялись в разговорной речи местных жителей, (а порою встречались и в документах).

Князья Репнины немало способствовали развитию этой местности, с их именем следует связывать и раннюю историю матвеевских церквей.

Быт русской провинции
Князь Н. В. Репнин (1734-1801)

Вотчинные крестьяне занимались скотоводством, земледелием, ремеслами, хорошо были развиты отхожие промыслы. Матвеевские плотники на годы оседали в Москве и Петербурге, покрывая заработками недостаток, происходящий от малоплодной северной земли. В селе работала барская винокурня, а окрестные крестьяне изготавливали солод, который пускали в продажу. И, конечно, кормил лес. Лесные изделия, от коробов до саней, выставлялись на матвеевских ярмарках, одна из которых проходила в сентябре, в канун большого престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Ко времени приезда в Матвеево Фёдора Елизарова (1816 г.) оба храма были ещё раз обновлены «тщанием прихожан». Высоко возносил купола выстроенный сравнительно недавно, в 1796 году, каменный Воскресенский храм, рядом стояла, сложенная в 1758 году, деревянная Рождества-Богородицкая церковь. Возле нового храма высилась каменная колокольня, устремившая венчавший её крест в самое небо10. Звон колоколов матвеевской звонницы плыл над широко раскинувшимся селом, уходил за речку Вохтому, перекатывал через лес и поля и, где-то совсем далеко сливался со звонами церквей соседних приходов.

В этом селе родился и провёл детские годы отец писателя — Василий Фёдорович Розанов. Отсюда же родом церковный историк Евгений Евсигниевич Голубинский. Сын местного священника, он оставил после себя «Воспоминания», в которых привёл несколько ярких эпизодов из жизни матвеевского причта11. Они действительно яркие, будто ряд картинок, выхваченных избирательной памятью, сохранившей наиболее сильные детские впечатления. Наверное, иначе и быть не могло. Поступив в обучение мальчиком, он рано расстался с семьёй, приезжая домой на каникулы и по большим праздникам. А уж как их празднует Русь православная, — думается, не менее ярко, чем в Матвееве.

После праздников наступали будни — с рядовыми службами, разъездами по селениям с требами, с ежедневными заботами о хлебе насущном для больших многодетных семей. Жизнь шла обычной чередой, постепенно накручивая годы и десятилетия.

Быт русской провинции
На этом месте стоял дом дьякоа матвеевской церкви И. А. Груздева, внука Е. Ф. Пескова и племянника Е. Е. Голубинского. С 1940 года — аптека. Фото А. С. Крылова, ок. 1960 г.

В 1839 году старший священник Ф. Н. Елизаров в клировой ведомости записал, что «каменная церковь с таковою же колокольней» — крепка, а Богородицкая крепка стенами, однако, крыши ее, «уже ветхи ... и полы в ней поопустились». К середине сороковых годов подошло время отстраивать храм заново12.

Возведение храма — дело эпохальное. Возглавлял его начальный священник, но строили храм всем приходом15. Объявили сбор средств, устанавливали в отведённых местах кружки для пожертвований, состоятельные граждане поддерживали предприятие крупными вкладами. По составлению нужной суммы, отправляли прошение епископу о разрешении строительных работ.

По приходе храмозданной грамоты начинали подвозить лес, железо для кровли, известь, камни для фундамента. Если же случалась поблизости годная глина, прямо на месте выделывали кирпич, ставили печи для обжига, сараи для его хранения.

Мастеров-строителей обычно присматривали загодя. Справлялись в других приходах, а порою и за пределами епархии, прочен ли и благолепен видом их новый храм. В случае, если работа сделана по совести, сговаривали умельцев к себе на взаимовыгодных кондициях.

Строились церкви долго, порой не одно десятилетие, но при крепком церковном причте, толковом старосте, усердных прихожанах дело завершалось вполне достойно.

Новый Рождества-Богородицкий храм был готов к 1855 году (в некоторых источниках приводится 1858 год)14. В 1859 году его устроители, в том числе священник Евсигний Фёдорович Песков, также и староста церкви, отличившийся особым усердием при возведении церковной ограды, были отмечены наградами епархиального начальства. Фёдор Никитич на вручении наград не присутствовал, он умер за год до открытия храма — 20 января 1857 года15.

Преемник о. Фёдора, священник Николай Птицын, в докладе епископу сообщал: — «Храм Рождества Пресвятыя Богородицы с приделами во имя Святого Пророка Илии и Преподобного Макария и Унженского Чудотворца ... как по обширности своей, так и по богатству отделки внутри, заслуживает внимания. Иконостас и в нем колонны позолочены червонным золотом на полименте, стены украшены живописью лучшего письма, и, вообще, всё в этом храме носит печать величия и торжественности...» 16

Архитектура русской провинции
Матвеево. Церковь Рождества Богородицщ. Фото нач. XX в.

Через четыре года после смерти Фёдора Никитича под сводами новой церкви зазвучал «крепкий басовый голос» его внука — дьячка Петра Елизарова. Внуку было в ту пору 19 лет, поведение имел он отличное, катехизис знал изрядно, басом же обладал, хоть и мощным, но «по молодости лет владельца необработанным и неприспособленным к стройному пению»17.

Впрочем, и тридцать лет спустя, Петр не всегда мог обуздать крепкий елизаровский глас. Накануне празднования дня коронования Государя Императора последовало словесное распоряжение от урядника о том, чтобы улицы и переулки были очищены от щеп, сора и прочего.

«Тогда у меня производилась постройка, — пишет в объяснительной Петр Фёдорович, — и не была ещё окончена. Я, многогрешный, несмотря на крайний мой недосуг по случаю приближавшегося брака моей дочери, принужден был убрать

Russian philosophy