Войтюк Т. В. (Кострома)

История одной дружбы
(П. А. Флоренский и С. С. Троицкий)


«Baшe Превосходительство!
Обращаюсь к Вам, как к Председателю Ученой Архивной Комиссии с покорнейшей просьбой передать членам Комиссии мою глубокую благодарность за честь избрания меня в члены. Сочту приятным для себя долгом содействовать Комиссии в изучении Костромского края, который, кроме собственно научного интереса, вдвойне дорог мне — как родина моих предков.
В виде первого опыта присылаю в Комиссию собрание Костромских частушек с примечаниями и вступительной статьёй.
В надежде оправдать доверие Комиссии остаюсь
П. Флоренский.
Сергиев Посад
1909 [дата обгорела]»1.

Это письмо, отправленное в 1909 году в Костромскую губернскую учёную архивную комиссию Павлом Александровичем Флоренским, хранится в костромском архиве, в делах комиссии. Возможно, что в архиве хранилась и сама рукопись. Это предположение проверить уже невозможно, так как тома, объединявшие рукописи членов комиссии за эти годы, сгорели во время пожара в 1982 г. Однако, сама работа Флоренского «Собрание частушек Нерехтского уезда» была издана Архивной комиссией в 1910 году, а спустя два года вышло её переиздание2.

Фамилия Флоренских часто встречалась среди священников двух уездов Костромской губернии — Костромского и Нерехтского. Именно с Нерехтским уездом в 1904 — 1908 г. г. связан П. А. Флоренский. Это годы удивительной дружбы с Сергеем Семёновичем Троицким (8 августа 1881 — 2 ноября 1910).
Село Толпыгино на р. Шаче находилось в 40 верстах от Нерехты и в нескольких от фабричного села Большого Яковлевского (сейчас г. Приволжск Ивановской обл.). В 1904 — 1908 гг. в нём было 55 крестьянских дворов, в котором жили 338 крестьян. Посреди села стоял Воскресенский храм. Сюда в 1883 году, получив сан священника, приехал из Костромы о. Симеон Троицкий. В его семействе к тому времени были матушка Надежда Васильевна и двое сыновей — Сергей, старший, и Пётр, 1883 года рождения. Позднее родилась дочь Анна. Ей в 1908 году П. А. Флоренский подарил одну из своих работ, надписав «сестре Анне».
Пётр и Сергей Троицкие окончили Костромское духовное училище, затем семинарию. Летом 1903 года оба брата поступают в Московскую Духовную Академию. П. А. Флоренский поступает годом позже, и с 1905 года они практически не расстаются. Живут в одной комнате общежития Академии, на каникулы ездят в Толпыгино.
С. С. Троицкого называли «маленьким Толстым». Именно ему многие крестьяне Толпыгина обязаны своим духовным развитием, далеко необычной для русского «мужика» начитанностью. На заработанные уроками деньги П. А. Флоренский и С. С. Троицкий посылают в Толпыгино книги. Здесь с течением времени собирается хорошая библиотека — книги по религии, философии, истории, сельскому хозяйству, классика русской литературы.
По инициативе С. С. Троицкого в Толпыгине была основана церковно-приходская школа. В ней во время приездов Павел Александрович и Сергей Семёнович устраивали чтения со световыми картинами, давали уроки, подолгу беседовали с крестьянами3.

Особенно любили ранние сельские утрени. Здесь, в толпыгинском храме, читали свои первые проповеди. «Радость навеки» — слово, сказанное за литургией 7 января 1905 года в храме с. Толпыгина Нерехтского уезда Костромской губернии Павлом Флоренским, одна из его первых проповедей: «... Царство Небесное — это божественная часть души человеческой. Найти её в себе и в других, увериться очами в святости твари Божией, в доброте и любви людей — тут вечное блаженство и вечная жизнь»4.

В безвестном Толпыгине Флоренский начинает изучать народную жизнь. Он считал, что есть «царский путь» — это путь монографического изучения народной жизни, для чего необходимо изучить тот или иной уголок «до тончайших сплетений жизненной ткани и, притом, всесторонне». Материал, собранный в Толпыгине, Флоренский намеревался опубликовать по мере обработки и начал с публикации частушек. Изданием сборника частушек, по собственному признанию, он хотел побудить многих сделать то же самое для других уголков Костромского края. В предисловии к изданию он писал, что Костромская губерния с точки зрения лингвистики и фольклора — одна из наиболее интересных губерний России. Как перспективу Флоренский видел восстановление на основе подобных работ древней этнографической карты края.
Однако эта работа осталась единственной.
Летом 1907 года С. С. Троицкий вместе с П. А. Флоренским уезжает в Тифлис после окончания МДА, остаётся там, получив должность преподавателя русского языка в 1-й гимназии. Это решение было для него мучительным, и сам он писал, что вряд ли удержится от того, чтобы стать священником где-нибудь в родном краю.
6 июля 1909 года С. С. Троицкий венчается в Тифлисе с сестрой П. А. Флоренского. 2 ноября 1910 года он был заколот кинжалом в здании гимназии учеником Тавгеридзе.
Сразу же после его смерти Троицкие уехали из Толпыгина. Петр Семёнович, его брат, подготовил к печати «Сборник, посвящённый памяти С. С. Троицкого», который вышел в Тифлисе в 1912 г. В нём письма и записные книжки, воспоминания о С. С. Троицком. По воспоминаниям дочерей Петра Семёновича, он долго хранил архив брата и уничтожил его только в 1937 году.

1.ГАКО, ф. 179, оп. 1, д. 4.

2 П. А. Флоренский. Собрание частушек Нерехтского уезда. Издание Костромской Губернской Учёной Архивной Комиссии. — Кострома. — 1912.

3 Сборник памяти С. С. Троицкого. — Тифлис. — 1912.

4 Радость навеки. — «Христианин». — 1907. — № 4.

Религиозно-философские чтения