НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ БАРАНОВ

Известный русский моряк и государственный деятель Николай Михайлович Баранов происходил из незнатного дворянского рода, имевшего тесные связи с русским военно-морским флотом.

Николай Михайлович был внуком кологривского уездного казначея, отставного секунд-майора Мирона Максимовича Баранова, владельца усадьбы Лучкино Кологривского уезда. А бабушкой его была Маремьяна Ивановна, урожденная Невельская, сестра известного героя сражения под островом Нарген (1808 год), капитана 1-го ранга Гавриила Ивановича Невельского. В этой семье родились и выросли четыре брата: Павел, Иван, Михаил и Николай, — из которых Павлу и Михаилу суждено было сыграть значительную роль в военной истории нашего флота.

Павел Миронович Баранов родился в 1796 году в Лучкине. Воспитывался он в Петербурге, в Морском корпусе. Еще гардемарином в плавании на катере «Опыт» под командованием родного дяди Гавриила Ивановича Невельского он получил свое первое боевое крещение в бою у острова Нарген, о котором упоминалось выше. В 1811 году он производится в мичманы. Во время войны с Францией (1812—1815) Павел Миронович на корабле « Северная звезда» участвует в плаваниях к берегам Англии, Франции и Голландии. Он был также в составе экспедиции отряда адмирала Моллера в Испанию на корабле «Меркуриус», которым вновь командовал его дядя Г.И. Невельской. В 1819 году П.М. Баранов участвует в полярном плавании на корабле «Новая Земля» и производит гидрографические работы около Новой Земли. В 1821 году на шлюпе «Аполлон» он совершает кругосветное плавание под командованием Михаила Петровича Лазарева, только что закончившего свою известную антарктическую экспедицию вместе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном на шлюпах «Восток» и «Мирный». За это плавание П.М. Баранов награждается орденом св. Владимира IV степени и двойным окладом жалования. Возвратившись из кругосветного плавания, П.М. Баранов служит на корабле «Св. Андрей» в эскадре адмирала Кроуна. В 1826 году он производится в капитан-лейтенанты и награждается орденом св. Георгия Победоносца IV степени за многочисленные морские кампании. При отправлении эскадры адмирала Гейдена в Средиземное море П.М. Баранов назначается на корабль «Князь Владимир», а затем переводится на линкор «Азов», командиром которого был его старый начальник, капитан 1-го ранга М.П. Лазарев. 8 октября 1827 года в Наваринском сражении линейный корабль «Азов», под командованием Лазарева, совершил подвиг, за который имя этого судна вошло навсегда в списки исторических судов русского флота. На этом корабле собрались как бы все будущие герои Севастопольской обороны, ибо в числе офицеров «Азова» были В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, впоследствии навеки запечатлевшие свои имена в истории нашего флота.

А старшим офицером «Азова» и первым помощником его прославленного командира М.П. Лазарева был Павел Миронович Баранов. Сражаясь один на один с пятью вражескими кораблями, «Азов» зажег и взорвал два турецких фрегата, уничтожил один турецкий корвет и потопил 80-пушечный вражеский линейный корабль, флагманское судно союзника турок тунисского бея. Здесь, как и в бою 11 июня 1808 года на «Опыте», Баранов оказался одним из героев. Стоя на мостике судна и отдавая команды по тушению возникавших от вражеских снарядов пожаров и по заделке пробоин, он был поражен осколком бомбы, ударившим в рупор, который держал Павел Миронович. Этим осколком у моряка были выбиты передние зубы, но он, выплевывая их с кровью, продолжал распоряжаться, приказав подать себе новый рупор. Другая бомба разорвалась вблизи, ранив бесстрашного офицера в ноги. Несмотря на серьезное ранение, Баранов все же не ушел с мостика. Наскоро перевязав кровоточащие раны, он лишь тогда покинул свой пост, когда соединенная англо-франко-русская эскадра довершила полный разгром турок и их союзников. За подвиг при Наварине П.М. Баранов был награжден орденом св. Анны II степени и годовым окладом жалованья.

После излечения от ран Павел Миронович продолжает свою боевую службу на корабле «Константин», а потом — на «Полтаве» и принимает на этом судне участие в блокаде Дарданелл. По окончании войны, в 1831 году, будучи уже в чине капитана 1-го ранга, заслуженный моряк по случаю своих многочисленных ранений выходит в отставку. Но, проведя всю жизнь на кораблях, в плаваниях и боях, он не смог смириться с жизнью на берегу. Жизнь вне моря оказалась для храброго моряка невыносимой, и он вскоре подает прошение о зачислении его снова на службу во флот. Просьба Баранова была уважена, его принимают и назначают командиром линейного корабля «Прохор». Но раны и расстроенное многими походами здоровье не дали возможности этому морскому волку долго продолжать службу, связанную с плаваниями по морям. В 1838 году Павла Мироновича переводят на берег, сперва на должность помощника капитана Кронштадского порта, а затем — командира Ревельского порта. На этой должности старый моряк отдал остатки своих сил службе родине. Его неутомимая деятельность на пользу флота в 1847 году была отмечена, помимо многих наград, производством в чин генерал-майора флотской службы. Незадолго до своей кончины, последовавшей 10 октября 1855 года, П.М. Баранов был назначен инспектором корпуса штурманов Балтийского флота.

Младший брат Павла Мироновича, Михаил, родился 26 сентября 1804 года. Окончив Морской корпус в 1821 году, он уже в 1822 году отправляется в кругосветное плавание на шлюпе «Ладога». За это плавание он был награжден орденом св. Анны III степени и двойным годовым окладом жалованья. По возвращении из кругосветного плавания на родину, М.М. Баранов участвует во многих плаваниях в европейских водах, а в 1828 году получает назначение на эскадру адмирала Рикорда в Средиземное море на фрегат «Княгиня Лович» и участвует в блокаде Дарданелл, а также в многочисленных стычках с морскими разбойниками, суда которых наводняли тогда Средиземное море. За храбрость, проявленную в этих сражениях, он был награжден орденом св. Владимира с бантом. В 1834 году Михаил Миронович служит в корпусе флотских штурманов и увольняется в отставку в чине капитана в 1837 году.

Его сын, Николай Михайлович, родившийся 25 июля 1836 года, также известен в истории русского флота. Еще до окончания Морского корпуса в 1856 году он «понюхал пороху», будучи гардемарином. Во время Восточной войны 1853—1856 гг., при нападении английского флота на Кронштадт, Николай Михайлович получил боевое крещение, находясь на корвете «Виллагош». После заключения Парижского мира он, уже в чине мичмана, ходил в заграничное плавание на корвете «Выборг». В 1858 году Баранов перешел из военного флота в коммерческий — в Русское общество пароходства и торговли.

В 1861 году, получив долгосрочный отпуск, Н.М. Баранов приехал на родину, в Кологривский уезд. Это было время подготовки и осуществления крестьянской реформы, и Николай Михайлович, как сын кологривского помещика и владелец имения, принимает активное участие в этих делах, будучи мировым посредником в своем Кологривском уезде.

Возвратившись 17 апреля 1862 года в военно-морской флот, он служит командиром береговой батареи № 7 в Кронштадте, откуда переходит на должность начальника модельной мастерской флота, а затем в 1866 году — начальником Морского музея. На Всемирной парижской выставке Николай Михайлович был помощником нашего военно-морского представителя адмирала Г.И. Бутакова.

Н.М. Баранов известен и как изобретатель. В 1869 году он рекомендовал для армии и флота до того времени неупотреблявшиеся металлические патроны к ружьям и ввел в употребление скорострельную пушку, получившую название «пушка Баранова». За эти изобретения и усовершенствования он получает орден св. Владимира IV степени и десять тысяч рублей.

1871 год он встречает в должности уполномоченного по устройству морского отдела на Московской политехнической выставке. В 1872 году его командируют в Австрию, где в ее столице, Вене, открывалась Всемирная выставка, для устройства Русского морского отдела.

С началом Русско-турецкой войны 1877—78 гг. Н.М. Баранов вступает в ряды моряков действующего флота. Основные сражения этой войны, как известно, происходили на суше, но не только на ней. После неудачной Крымской войны 1853—1856 гг. Россия лишилась права иметь военно-морской флот на Черном море. Так что, когда в 1877 году начались боевые действия, на Черном море у нас практически не было ни одного военного судна. По инициативе известного впоследствии адмирала С.О. Макарова, тогда еще только капитана 2-го ранга, спешно было приступлено к постройке минных катеров, которые потом и действовали успешно против неприятеля. Затем был переоборудован во вспомогательные крейсера ряд коммерческих пароходов. Одним из таких пароходов-крейсеров «Веста» и стал командовать Николай Михайлович, находившийся тогда в звании капитана 2-го ранга.

Н.М. Баранов прославился произошедшим 11 июля 1877 года боем слабо вооруженной «Весты» с новым турецким броненосцем «Фехти-Буленд». Сражение длилось несколько часов, но, несмотря на большие повреждения и потери в личном составе, поле боя осталось за «Вестой». Получив значительные повреждения, турецкий броненосец, пользуясь преимуществом хода, поспешил уйти. В числе офицеров «Весты» были будущий командир второй Тихоокеанской эскадры З.П. Рожественский, награжденный за этот бой орденом св. Георгия Победоносца IV степени, и земляки Баранова — братья Перелешины, Владимир Петрович и Михаил Петрович, племянники защитников Севастополя в 1854—55 годах Павла и Михаила Александровичей Перелешиных. В этом бою М.П. Перелешину ядром оторвало ногу, и он скончался от потери крови. Все трое, и Н.М. Баранов и братья Перелешины, были награждены за этот бой Георгиевскими крестами. В дальнейшем Н.М. Баранов отличился 27 августа при перевозке из Гагры в Новороссийск транспортов с больными и ранеными солдатами сквозь заслоны турецких крейсеров. 9 октября, командуя вспомогательным крейсером «Россия», также переоборудованном из коммерческого парохода, Н.М. Баранов с боя захватил турецкий пароход «Мерсина», перевозивший войска. Вместе с транспортом были пленены и приведены в Севастополь 23 турецких офицера и около двух тысяч солдат. Кроме того, на этом пароходе был захвачен личный курьер турецкого главнокомандующего Мухтар-паши с важными документами. Этот подвиг принес Николаю Михайловичу чин капитана 1-го ранга и звание флигель-адъютанта.

После войны в судьбе Н.М. Баранова произошли большие перемены. Он подал на имя морского министра С.С. Лесовского докладную записку, в которой подвергал его действия во время войны и после нее резкой критике, причем допустил в этом документе такие выражения, которые были признаны «неуместными». В результате возникшего по этому поводу дела Н.М. Баранов был уволен из флота. Однако такого способного и энергичного человека, каким был Николай Михайлович, властям терять не хотелось, и, поскольку служить во флоте ввиду происшедшего конфликта с морским министром ему было никак нельзя, вскоре, в конце того же 1880 года, Баранова принимают на службу в полевую артиллерию. В следующем году, по ходатайству министра внутренних дел графа М.Т. Лорис-Меликова, Баранов был назначен Ковенским губернатором. Так начался новый период в его жизни.

После убийства императора Александра II Николай Михайлович назначается петербургским градоначальником, а затем переводится губернатором в Архангельск, но и там пребывает недолго. В 1882 году Баранова переводят на должность губернатора в Нижний Новгород. Здесь Николай Михайлович проявил себя умелым администратором и приобрел широкую популярность. При нем Нижний Новгород превратился в настоящую столицу Поволжья, чему особенно способствовала проходившая в 1896 году в Нижнем Новгороде Всероссийская выставка. Баранов заботился о благосостоянии своих сограждан. В тяжелые годы холерной эпидемии он отдал свой губернаторский дом под холерный госпиталь, сам лично, несмотря на риск заразиться, посещал холерные бараки и много способствовал прекращению эпидемии. Несмотря на заслуженную популярность среди народа, Н.М. Баранов имел и немало врагов и завистников как из лагеря «левых», видевших в нем защитника самодержавного строя и необузданного самодура, вносившего только сумятицу в подведомственных ему учреждениях, так и среди «правых», считавших Баранова «красным» и либералом. По-видимому, Баранов был и в самом деле редким для тогдашней России губернатором, человеком весьма широких и разнообразных дарований, принесших много пользы.

В 1897 году Николай Михайлович оставляет службу в Нижнем Новгороде и назначается сенатором, в каком звании и пребывает до самой кончины. Скончался Н.М. Баранов 30 июля 1901 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге.