6) Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Фото С.М. Прокудина-Горского
Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы
Рождество-Богородицкий храм в начале XX в.

Время построения церкви и последующая судьба ее. Внешнее и внутреннее устройство церкви. Бывшая в подклетях Р.-Богородицкого храма церковь в честь Смоленско-Шуйской иконы Божией Матери.

На юго-запад от Троицкого собора и в связи с ним находится каменный пятиглавый теплый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он перестроен в последний раз в 1859—1864 годах из прежде бывшего на том месте того же имени храма, устроенного еще в 1760—1764 годах вместо прежнего маловместительного и обветшавшего трапезного храма.

Рождество-Богородицкий храм в истории монастыря упоминается в первый раз под 1564 годом, почему можно думать, что он около этого времени и основан. Храм этот был каменный и построен в непосредственной связи с восьмисаженною трапезною палатой, основанной около 1559 года и находившейся от него на запад, почему и самый храм назывался трапезным храмом. Как таковой, храм Богородицкий имел первоначально весьма небольшие размеры.

При епископе Дамаскине Аскаронском (1758—1769) Рождество-Богородицкий храм за ветхостию был разобран и на месте его построен *) каменный того же имени, теплый, [c. 48:] но более вместительный, размерами в длину 16 и ширину 6 сажен, с накатным потолком и пятью деревянными главами. В красиво устроенном иконостасе этого храма, а также за клиросами и на стенах были, между прочим, иконы древнего письма и в довольно богатом украшении, которые ныне находятся в Троицком соборном храме. Стены в алтаре храма были украшены лепными клеймами и расписаны лучшим письмом.

Лет 40 спустя после постройки Богородицкого храма, деревянные главы на нем и накатные потолки сгнили и грозили падением, почему в 1801 году, по распоряжению епископа Евгения Романова, вместо пяти глав на церкви, была устроена одна, а для поддержки накатных потолков были поставлены десять деревянных столбов, которые в 1820 году, при преосвященном Самуиле, заменены каменными колоннами, отшлифованными под желтоватый мрамор. В 1813 году пол в этом храме был выстлан чугунными плитами на пожертвования богомольцев.

В паперти Рождество-Богородицкого храма устроен придел во имя св. И. Златоуста в 1810 году, после упразднения каменного храма во имя этого святого при больничных кельях в „новом городе”. Придел был благолепно украшен, благодаря усердию костромских граждан и особенно купца В. Стригалева, и освящен преосвященным Евгением 11 декабря того же года

Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы
Внутреннее убранство 1930-1934 гг.

По Высочайше утвержденному в мае 1859 года проэкту, Рождество-Богородицкий одноглавный храм был в том же году разобран, и в течение последующих 1860—1864 г.г. на ассигнованные для того из казны 37 тысяч рублей построен по новому плану и фасаду новый храм того же имени, с пятью осьмигранными главами и медными вызолоченными крестами, только несколько меньших размеров, а именно 111/2 Х 8 сажен, при 17 саженях высоты. В храм этот ведут с северной и западной сторон два широких открытых крыльца, с чугунной и каменной лестницами. Из этого [c. 49:] храма имеется сообщение с Троицким соборным храмом чрез паперть последнего с южной стороны.

 Памятники архитектуры
Фасад храма до разрушения. 1930-1934 гг.

Стены и своды Рождество-Богородицкого храма извнутри обложены искусственным мрамором на четыре тысячи рублей, полученных, в виде прибыли, от новоустроенного при монастыре стараниями архиеп. Платона свечного завода. Иконостас в храме прекрасно вызолочен и снабжен иконами греческого стиля, работы мастерской палеховского иконописца Сафонова, и лампадами на отпущенные для этого из казны 8000 рублей. Освящение храма было торжественно совершено архиепископом Платоном 2 февраля 1864 года.

С южной стороны храма имеется придел во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

В подклетях Рождество-Богородицкого храма, которые во время постройки его остались без определенного назначения, вскоре после освящения, вдова полковника Н. С. Зинович устроила на свои средства церковь в честь честной иконы Божией Матери Смоленско-Шуйской на том приблизительно самом месте, где были первые две усыпальницы бояр Годуновых, упраздненные в 1756 году еп. Геннадием. Этот подвальный храм упразднен в 1879 году, с устройством в Троицком соборе придела в честь Смоленско-Шуйской иконы Божией Матери, перенесенного ныне в „зеленую” башню.

 Костромские памятники архитектуры
Храм после восстановления
Иван Васильевич Баженов.