ГЛАВА ВТОРАЯ.
Храмы Ипатьевского монастыря.

Внешний вид монастыря и его внутреннее расположение.

 Графические изображения памятников мстории и архитектуры России
Изображение колокольни, Троицкого собора и зап. фасада архирейского корпуса 1837г. Рисунок Н.Чернецова

Местоположение и общий вид монастыря. Устройство монастырской ограды первоначальное и в последующие времена. Монастырские ворота и сад. Расположение монастырских зданий.

ИПАТЬЕВСКИЙ монастырь, расположенный на находящемся среди обширной волжской равнины небольшом возвышении, с красивой между монастырскими стенами аллеей из вековых кедров, лиственниц и лип, производит на посетителя приятное впечатление как своим красивым и величественным внешним видом, так и находящимися в нем каменными храмами и другими его зданиями. Это впечатление от наружного вида св. обители становится еще более глубоким и сильным при ближайшем знакомстве с историческим прошлым, также с архитектурными формами старинных зданий монастыря и богатым собранием ценных предметов церковной старины, делающих его как бы церковно-археологическим музеем.

Когда посетитель приближается к монастырю по сплавному мосту чрез реку Кострому, ему прежде всего бросается в глаза окружающая эту обитель довольно высокая (до 9 арш.) белокаменная ограда, с башнями по углам и средине продолговатого неправильного многоугольника, образуемого площадью монастыря. Как видно из записных расходных книг монастыря, постройка первой каменной ограды кругом „старого города” *) в замен прежней дубовой, была произведена по повелению царя Феодора Иоанновича в 1586—1590 годах на средства бояр Димитрия Ивановича и Бориса Феодоровича Годуновых [c. 22:].

Одновременно и в связи с оградою было построено шесть больших башен и четверо ворот, в том числе двои ворота с восточной стороны, южные и западные. Первоначальная ограда, каменная, была немного ниже нынешней, так как известно, что в 1621 году она несколько надстроена, без изменения, однако-же, прежнего плана. Ограда имела не более 243 сажен в общем протяжении и окружала монастырь преимущественно с северной и южной сторон, а с западной и восточной — лишь отчасти, непосредственно примыкая к монастырским зданиям, служившим таким образом продолжением ее.
В 1642—1643 гг., по повелению царя Михаила Феодоровича, площадь монастыря была увеличена присоединением к ней с западной стороны небольшого пространства земли в 2250 квадр. сажен в виде почти совершенного квадрата. Последний тогда же обнесен каменною оградою, которая служила продолжением прежней ограды и имела высоту одинаковую с ней. Эта новая ограда была пристроена на протяжении 144 сажен, и таким образом длина всей монастырской ограды определилась в 387 пог. сажен. При новой ограде устроены двои ворота и две наугольные башни и третья, средняя между ними, зеленая башня, названная так по зеленой на ней черепичной крыше. Зеленая башня была построена в память того, что новоизбранный царь Михаил Феодорович Романов до того места, где она стоит, сопровожден был из монастыря с крестным ходом 19 марта 1613 года, когда выезжал в Москву на царство.

[c. 23:] В 1650 году царь Алексей Михайлович в грамоте от 25 марта, разрешая братии Ипатьевского монастыря устроить новый храм вместо значительно поврежденного в 1649 году взрывом пороха Троицкого собора, между прочем, добавил: „если у вас в монастыре в монастырской казне будет денег много, то вы-б велели прибавить в вышину монастырские городовые стены”. По желанию царя, ограда была значительно возвышена и устроены на ней пространный внутренний ход от одной башни до другой и амбразуры. Ограда и башни были при этом снабжены пушками, из которых несколько сохранилось и доныне. Башни перво­начально были покрыты тесом и имели различную форму покрытия. В 1840 г. верхи башен, кроме зеленой башни, получили одинаковую конусообразную форму и были покрыты железом.

Почти с самого начала XVII века монастырь был окружен с северной, западной и южной сторон рвами, глубиною до шести аршин, каковые рвы были выкопаны костромичами в 1609 г. с целью лишить осажденных ими укрывшихся в монастыре поляков всякой возможности избежать сдачи. Эти рвы впоследствии были выложены камнем в целях лучшей защиты монастыря от нападения неприятелей, а башни, кроме того, были окружены большими земляными насыпями, почему монастырь и назывался „с бои”. Рвы эти засыпаны в 1833—1837 годах.
После сильного наводнения весною 1708 г., когда вода проникла внутрь Ипатьевского монастыря и даже наполнила собой подвалы Троицкого соборного храма, вследствие чего в стенах последнего образовались разселины и даже порвались две связи, признано было необходимым обнести монастырь деревянным обрубом сначала со стороны реки Костромы, а потом и с южной и отчасти западной сторон. При епископе Симоне Лагове (1769—1778) вместо старого обруба был устроен на протяжении 1551/2 саж. новый обруб из стоячих бревен. В 1803—1807 годах такой же обруб был устроен от зеленой башни и далее по южной стороне монастыря. Чтобы вода не могла проникать сквозь обруб, толща послед­него была увеличена земляною насыпью, для чего был устроен деревянный обруб и извнутри. В 1840—1841 г.г., при епископе Владимире Алявдине, обруб этот был разобран с восточной и южной сторон и вместо него сделана земляная насыпь, обложенная булыжным камнем, и на ней построена каменная ограда вышиною около 3 аршин на протяжении 268 сажен. [c. 24:]


Архиерейские покои с церковью Хрисанфа и Дарии и Святые ворота Ипатьевского монастыря, обращеные к реке Костромке

Первоначально в Ипатьевский монастырь вели двои ворота, устроенные на восточной стороне монастырской ограды, в одной связи с оградою и привратными кладовыми и экономскими кельями. Они назывались святыми и водяными воротами, так как были обращены к реке Костромке. Эти ворота были главными въезжими воротами монастыря и были таким образом расположены прямо против ворот выездных, западных.

По известию епископа Павла Подлипского, над этими святыми и прежними въезжими воротами в 1586 г. усердием бояр Дмитрия и Бориса Годуновых были устроены две церкви — одна во имя св. великомученика Феодора Стратилата, а другая — св. мученицы Ирины, тезоименитых царю Феодору Иоанновичу и супруге его царице Ирине. Во время литовского нашествия обе церкви были так сильно повреждены, что долго потом оставались без богослужения. В конце XVII столетия они были возобновлены и, в честь тогдашних царей Иоанна и Петра Алексеевичей, освящены — одна во имя св. Иоанна Предтечи, а другая — во имя свв. апостолов Петра и Павла и существовали до 1775 г., когда за ветхостию были упразднены по распоряжению епископа Симона Лагова. На месте их в настоящее время находится храм во имя свв. Хрисанфа и Дарии, с аркою под ним, ведущею в монастырский сад и на реку Кострому.

Нынешние св. ворота, ведущие в монастырь с севера, имеют сравнительно позднее происхождение. Они устроены при еп. Дамаскине, в 1767 году по случаю посещения Ипатьевской обители Императрицей Екатериной II и разделаны гораздо выше прежних, что были со стороны р. Костромы, оказавшихся для данного случая низкими и тесными.

[c. 25:] Ворота эти состоят из двух арок, из коих одна в самой каменной ограде, а другая — между прилегающими к ним зданиями. Арки соединены между собою двумя продольными каменными стенами, образующими собою как бы корридор, длиною 24 и шириною 8 аршин. На первой из этих арок изображены с внешней стороны: св. Троица, а внизу — вензель Императрицы Екатерины II, вступившей чрез эти ворота в монастырь 14 мая 1767 года, а с внутренней стороны — св. великомученик Феодор Стратилат с Феодоровскою иконою Божией Матери в руках в память бывшего тут прежде храма во имя этого святого. Над второй же аркой с северной стороны изображены свв. Ипатий и Михаил Малеин, а с южной — всевидящее Око.

Прочие монастырские ворота имеют в настоящее время второстепенное значение. Между ними южные ворота в „старом городе”, под четвероугольной башней, с изображением вблизи их на монастырской стене Нерукотворенного Образа Христа Спасителя, пред которым ежегодно, 16 августа, совершается молебствие, и северные ворота в „новом городе”, с изображением над ними архистратига Михаила, остаются почти без употребления. Западные ворота в „старом городе”, с изображением на них Нерукотворенного Образа Спаса и Казанской иконы Божией Матери, и другие противоположные им в „новом городе”, что под зеленой башней с изображением Св. Троицы с предстоящими — Богоматерью и св. И. Предтечею и молящимися свм. Ипатием и Михаилом Малеиным, служившие до второй половины XVIII ст. главными выездными воротами, до последнего времени обслуживали лишь хозяйственные нужды обители. Ныне через ворота пролегает, так называемый, „исторический путь”, устроенный в память того, что этим путем 19 марта 1613 г., в сопровождении крестного хода, шествовал из св. обители новоизбранный царь Михаил Феодорович Романов, отправляясь в Москву на царство.

[c. 26:] Между деревянным первоначальным обрубом, впоследствии земляною насыпью, и затем каменной невысокой оградой, с одной стороны, и монастырской старинной стеной, с другой, окружает святую обитель с восточной и южной сторон красивая аллея, состоящая преимущественно из кедров, лиственниц и лип, каковой сад разведен еп. Евгением в 1800—1811 годах.


В „старом городе” монастыря храмы и другие здания расположены таким образом. Прямо от св. ворот, ведущих в монастырь с севера, высится величественный соборный храм во имя Св. Живоначальной Троицы и направо от него — колокольня, а между ними как бы в углублении — церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Налево от св. ворот, в северо-восточном углу монастыря, расположен архиерейский дом с церквами во имя: а) свв. Хрисанфа и Дарии и б) св. апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Направо от св. ворот простирается каменный корпус братских келий, а под прямым углом с ним, параллельно внутренней западной стене ограды, расположены каменные Палаты или дворец царя Михаила Феодоровича Романова. На юг от Палат находится каменный корпус братских келий с кладовыми и за ним, вдоль южной ограды, — наместнический корпус, обращенный ныне в епархиальный свечной завод. В „новом городе” имеется только одно капитальное каменное здание, ныне занимаемое богадельней для священно-церковно-служителей Костромской епархии, построенное в 1728 г. первоначально для вотчинной монастырской конторы, а потом служившее довольно долго (1744—1860) помещением для Духовной Консистории.

Иван Васильевич Баженов.