Галичский Паисиев монастырь

Дмитриевский сельский совет

Здесь расположен историко-архитектурный памятник, имеющий большое прошлое — это бывший галичский Паисиев монастырь. Он был основан в первой половине XV века, еще при галичских князьях, на земле боярина Овина и назывался по имени стоявшей здесь церкви Никольским. На месте Никольской церкви была найдена чудотворная икона Успения Богоматери, которая хранилась в монастыре. По ее имени монастырь и стал называться Успенским. Основатель монастыря монах Паисий был энергичным строителем и проповедником, много сделал для освоения новых земель.

Сохранилось описание Паисиева монастыря 1628 г.: «Успение Пречистой Богородицы, Паисиев монастырь, что у Галичского посада, а на монастыре храм Успения, да другой храм теплый во имя Николая, да под монастырем на монастырской земле сельцо Успенское, а в ней коровий монастырский двор, да дворы попов, да служебников, да монастырской пашни тридцать чети, да к монастырю рыбные ловли в озере в Галичском и в реках Илеме у озера в устье и на Светице на Сухой».

В Успенской слободе был хозяйственный двор монастыря. Богатые вотчинники и помещики делали вклады в монастырь деньгами и землей. В 1678 г. у монастыря было шестьсот девяносто крепостных, а в 1766 г. — две тысячи четыреста двенадцать душ, в том числе в Саранском уезде Пензенской провинции, и в Солигаличском уезде, и в Поломской, и в Потрусовской волостях. Кроме того, монастырь имел соляные варницы в Солигаличе.

Из описи монастыря 1701 г. видно, что здесь была построена одна из первых каменных церквей: «В Паисиевом монастыре соборная церковь Успения каменна о пяти главах, а церковь строения боярина и дворецкого князя Алексея Михайловича Львова. К церкви прикладена колокольня, а на ней глава и крест опаяны немецким железом, а на колокольне пять колоколов, в большом весу пятьдесят четыре пуда, да часы с перечастьем (с боем. — Д.Б.), да в том же монастыре другая церковь каменная теплая с трапезой о трех главах, да на Святых вратах церковь во имя святителя Петра древянна, шатром, а над вратами двадцать четыре иконы, вокруг монастыря ограда». Близкий к царю Михаилу Федоровичу боярин и его дворецкий князь Львов, имевший большие вотчины под Галичем, строил церкви в Паисиевом монастыре на свои средства.

Цари тоже делали богатые вклады в монастырь и давали ему жалованные грамоты. «Не велено судом и расправой и пятном (налогом на продажу лошадей. — Д.Б.) ведать в Галиче и велено рыбной ловлей Паисиева монастыря владеть в Галичском озере и в падучих реках». Но устроители земли русской бывали разные. В 1662 г. игумен Боголеп приехал с монахами в свою Поломскую вотчину в деревню Раменье и велел чернецам зорить имение соседа, чтобы так разрешить спор его с монастырем о земле. Монахи ограбили усадьбу и избили двенадцать человек дворовых Волженского. «А старец Боголеп хвалился на меня всякими лихими делами и битьем и грабежом и поджогом и смертным убийством», — писал в своей жалобе царю незадачливый помещик.

История сохранила любопытный случай, относящийся к жизни Паисиева монастыря. В 1488 г. чернец монастыря собирал милостыню у сеней великокняжеского дворца в Кремле в Москве и объявил, что вскоре Москва сгорит. За это великий князь сослал монаха в Угрешский монастырь под Москвой, а в августе этого же года действительно Москва сгорела, при этом погибло более пяти тысяч человек и тридцать церквей. Народная молва прозвала этого монаха ведуном.

В Паисиев монастырь ссылали из Москвы опальных и пленных.

Церковь села Михайловское

Село Михайловское. Каменная приземистая Михайловская церковь здесь построена в 1789 г. Село принадлежало князю Федору Алексеевичу Голицыну, брат которого Борис Алексеевич был воспитателем Петра I.

Владелец села Михайловского Ф.А.Голицын в 1716 г. писал в Патриарший приказ: «В вотчине моей в селе Михайловском церковь Михаила обветшала и без указу разобрать и подрубить ветхие бревна и переменить не смею». Для ремонта и строительства новой церкви требовалось разрешение самого патриарха. Даже негодные бревна от церкви запрещено было использовать на какие-либо хозяйственные цели. Их должны были вывезти в поле, там «благословить» и сжечь.

Ф.А.Голицын имел только дочерей Прасковью и Марию, которых он выдал замуж за князей П.Н.Щербатова и П.А.Толстого, и Михайловское с деревнями как приданое перешло к ним. В роду Щербатовых и Толстых Михайловское находилось до 1860 г.

В составе вотчины Голицыных была и деревня Шокша, стоявшая на берегу озера. Жители этой подгородной деревни занимались обработкой кож и торговлей. В 1621 г. житель деревни М. Ермолин писал в челобитной царю, что у него посадские люди Галича Бородатов и Обезкин за масло и яйца не уплатили пятьдесят три рубля денег и просил царя «дать указ об уплате». В деревне Шокше в 1888 г. родился поэт-правдист А.Н.Соловьев-Нелюдим. Сельцо Фоминское и деревня Шалабино упомянуты были в 1499 г., когда владелец Фоминского Игнат Клочков продал Абросиму Шалабе «часть сельца Фоминского, двор в усадьбе с избой за пять рублей».

В восьми километрах западнее Галича — слободка Овиново, названная по фамилии боярина Овина, новгородского посадника, на земле которого был поставлен Паисиев монастырь.

 Б.И. Дунаев, Деревянное зодчество северо-востока Костромской губернии
Ус. Муромцево. Деревянная церковь Михаила Архангела

Село Попково. Это один из старейших погостов, на котором стояла деревянная церковь во имя Преображения Спаса. На ее месте в 1784 г. построили каменную Преображенскую церковь. На кладбище села был похоронен местный помещик И.М.Сытин, отличившийся в войне 1812 г.

Россия, Костромская область, Галичский район, Успенская слобода и Дмитриевское, Паисиев монастырь на карте
Деревни, села и города Галичского района